ГОСУДАРСТВЕННОЕ НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В СССР (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ) ГОСУДАРСТВЕННОЕ НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В СССР (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ)
Законодательное определение основы первоочередного заселения было выполнено впервые на основе социальной составляющей общей государственной стратегии. Этим правом начинают пользоваться не только участники Великой Отечественной войны, имевшие оговоренные законодательно правительственные награды, передовики производства, т.е. лица, премировавшиеся ранее первоочередным предоставлением жилья по усмотрению местных партийных органов без широкой законодательной основы, что приводило к отступлению от норм социальной справедливости. Такое право получают и семьи погибших на производстве в результате актированного несчастного случая, инвалида I и II групп, многодетные семьи, семьи при рождении близнецов, учителя и педагогические работники. Третьими в этих категориях граждан выделяются лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, перечисленными в списке заболеваний Государственного Санитарно-гигиенического Надзора СССР. Право внеочередного предоставления жилья получают граждане, жилище которых стало непригодным в результате стихийных бедствий и иных форс-мажорных обстоятельств; выпускники детских домов, а так же выпускники аспирантур, ординатур и высших учебных заведений, направленные на работу в другую местность. Законодательно оговаривается порядок и гласное распределение жилья, участие в этом процессе трудовых коллективов, общественных организаций и самих граждан. Норма жилой площади являлась основой для архитектурно-планировочны>х решений. Взаимосвязь социальной и технической составляющей выражалась не только в разработке планировок для посемейного заселения граждан, но и в выделении из общей площади выдававшейся квартиры – жилой площади. Поскольку законодательно оговаривалось предоставление жилья свыше нормы жилой площади как полным, так и неполным семьям с учетом пола родившихся детей, планировки квартир предусматривали не только социальный минимум. Более половины сдававшегося жилья составляли трехкомнатные квартиры, а в торцевых секциях была оставлена возможность создания улучшенных планировок. В связи с этим предусматривалась техническая возможность выполнять торцевые секции длиной до 10,58 м, вместо предусмотренных для рядовых секций 6 м. Провозглашенный социальный принцип «семья – ячейка общества», имел не только социальные, демографические и морально-этические аспекты, но и зримые улучшения санитарно-гигиенической обстановки, оздоровление населения в целом. Регулирование вопросов раздела отдельного жилья, его дальнейшего перераспределения в случае смерти ответственных квартиросъемщиков – нашли отражения в новых статьях семейного законодательства. Экономическая страта. Экономический аспект пронизывал все этапы индустриального перевооружения отрасли. Наряду с надежностью сооружения и уровнем производительности, экономическая составляющая общего системного подхода стала превалирующим критерием в выборе вариантов. Социальная составляющая требовала жесткого баланса между решением жилищной проблемы в краткие сроки как можно большего числа граждан в условиях режима жесткой экономии. С этого момента режим экономии становится системным подходом, который вносит любая экономическая составляющая стратегической задачи в исследования, разработку и обоснование мероприятий, обеспечивающих реализацию требований закона экономики времени во всех сферах жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и элементов. В практике стратегического планирования в приложении к вводу серийного жилья этот методологический подход использовался для эффективной замены одних ресурсов другими, устаревших технологий более прогрессивными и производительными. Режиму экономии соответствовало сокращение затрат, при котором обеспечивалось их снижение на единицу полезного эффекта (удельные затраты). Основные направления использования этого методологического подхода стали базисными направлениями индустриального перевооружения строительной отрасти: Кроме того, этот подход в условиях плановой экономики позволил создать в строительной отрасли сквозную систему учета и отчетности, управленческого планирования и контроля. Говоря современным языком, возникла система оперативного и стратегического контроллинга. Поскольку в условиях плановой экономики как финансовые средства, так и все материально технические ресурсы контролировались государством, а на строительстве массовых серий широко использовался как добровольный безвозмездный труд, так и низкооплачиваемый труд социально ущемленных категорий граждан (заключенных, служащих Вооруженных Сил и др.), финансовые средства при режиме экономии не являлись финансовым инструментом. Его роль полностью взял на себя лимит подрядных работ. Выделенный на строительство лимит являлся основой государственного регулирования финансовых потоков. Именно в его пределах составлялись ресурсные сметы, выделялись машины и механизмы, фонды оплаты труда. Однако план по лимиту считался выполненным только в случае подписания актов Стройбанком, имевшим в своем штате профессиональных ревизоров, строительных сметчиков. В случае необоснованного перерасхода сметной стоимости строительства, на нарушителей налагалась административная и уголовная ответственность. Как и современная система контроллинга, лимит подрядных работ позволял: - формировать систему планирования, вплоть до плановой программы развития каждого предприятия отрасли, определять его цели; - производить координацию и руководство работами по планированию и составлению бюджета; объединять частные целей и отдельные планы в едином плане предприятия; - регламентировать составление отчетности; - удовлетворять потребности руководства предприятия в информации и необходимой отчетности; Квартальные и годовые сводки по титульным спискам освоения лимитов подрядных работ предоставляли оперативную систематическую информацию об отклонениях фактических показателей от плановых прежде всего по расходам, и накоплениям. Работа с лимитами давала руководству предприятия систему корректирующих мер при превышении расходов по установленным планом позициям, давала возможность адекватного анализа причин допущенных отклонений, своевременно подготовить альтернативные решения и рекомендации по устранению сложившихся трудностей. Лимиты подрядных работ являлись корректным критерием оценки в расчетах эффективности новых проектов серийного жилья. Своевременное и качественное освоение производственных лимитов предполагало последующее выделение лимитов на поступательное обновление и развитие производственной базы предприятий. Экологическая страта. Поскольку эффективность организации работ предусматривала одновременную застройку микрорайонов, кварталов, т.е. протяженных строительных площадок с общей инженерной инфраструктурой, экологическая составляющая учитывалась, в основном, в виде так называемой градостроительной составляющей (доминанты). Она представляла собой разработку модели микрорайона с созданием бытовой инфраструктуры, учетом факторов размещения, описанием функционирования планируемой системы. Градостроительные решения включали в себя следующие собственно экологические разделы: защита воздушной среды; защита подземных вод; защита водоохранных зон.
Первый раздел давал расчет общего загрязнения воздушного бассейна при возведении жилого микрорайона с полной инфраструктурой. После предварительных расчетов было принято решение отказаться при возведении серийного жилья от квартальных и домовых котельных и перейти на централизованное теплоснабжение. Защита подземных вод осуществлялась путем централизованной очистки стоков в коллекторах, устройстве ливневых и бытовых канализаций. На государственном уровне были приняты запреты на строительство в красной черте рек и водоемов, такого рода водоохранные земли были отнесены к землям общего пользования. В связи с повышением роли инженерно-геологических изысканий, вся территория бывшего СССР разбивается на действие геологических партий, собирающих и систематизирующих сведения и данные всех изыскательских работ в регионе. На основе предложений министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик Госплан СССР разрабатывает и утверждает пятилетние (с распределением заданий по годам) и годовые планы проектно-изыскательских работ под планируемую застройку. Проекты пятилетних планов проектно-изыскательских работ разрабатывались в соответствии с основными направлениями экономического и социального развития СССР на 15-летний период, а также схемами развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам с учетом комплексной программы застройки. Впервые в проектах генеральной планировки жестко выделяются селитебная и производственная зоны.
|