Четверг, 16.05.2024, 03:07
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Главная » 2011 » Январь » 30 » КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 59 - ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ НАТАНА АЛЬТМАНА)
10:26
КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 59 - ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ НАТАНА АЛЬТМАНА)
До 1910 года Альтман живет в Одессе, а потом едет в Париж, чтобы продолжить там свое образование.Это есть художник Альтман,
Очень старый человек.
По-немецки значит Альтман -
Очень старый человек.
Он художник старой школы,
Целый свой трудился век,
Оттого он невеселый,
Очень старый человек.

Осип Мандельштам

Натан Исаевич Альтман

10 (22) декабря 1889 —12 декабря 1970



Натан Альтман Автопортрет 1912 г.

Русский советский живописец, художник-авангардист (кубист), скульптор и театральный художник, заслуженный художник РСФСР (1968), портретист.
Альтман родился в Виннице, в семье еврейского торговца. Ему было 4 года, когда от туберкулеза умер отец, а вскоре и дед, возглавлявший семью после смерти отца.
Его несчастная мать, не выдержав житейских неурядиц, устав от страха погромов и вечных забот о куске хлеба, сбежала за границу. Маленький Натан остался с бабушкой.
Он с детства мечтал стать художником.
В октябре 1902 года Натан приезжает в Одессу и вскоре поступает в Одесское художественное училище, в котором учился до 1907 года.
До 1910 года Альтман живет в Одессе, а потом едет в Париж, чтобы продолжить там свое образование.
В Париже художник познакомился с коллегами – выходцами из России: М. Шагалом из Витебска, А. Архипенко из Киева, О. Цадкиным из Смоленска, Д. Штеренбергом из Житомира.
Примкнув к "монпарнасской школе", Альтман продолжил учиться в парижской "Свободной русской Академии" М.Васильевой. В 1911 году в Париже Альтман познакомился с Анной Ахматовой. В этот период он испытал влияние модернизма, в частности кубизма.




В 1911 году Альтман вернулся в Винницу, но сразу начинает думать о переезде в Петербург. Чтобы еврею получить "вид на жительство" в столице, нужно было иметь профессию. Альтман едет в Бердичев и там, в ремесленной управе сдает экзамен на живописца вывесок.
С дипломом ремесленника 23-летний художник в конце 1912 года приезжает в Петербург и работает подмастерьем в витражной мастерской.

Летом 1913 года Натан создает серию работ "Еврейская графика". Его приглашают на выставки, он оформляет книги, посещает салоны, дружит с поэтами. В Петербурге Альтман пишет в кубистической манере и очень быстро приобретает популярность.

В 1913 году в артистическом подвале "Бродячая собака" он опять случайно встречается с Анной Ахматовой. Наиболее известен его живописный портрет А. А. Ахматовой (1914, Русский музей), по поводу которого сама поэтесса написала:
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым...
Портрет Ахматовой стал сенсацией на одной из художественных выставок в Петербурге в 1915 году.
В эти же годы Альтман выступает и как скульптор, обнаруживая свой нервно-экспрессивный, чуткий ко внутренней ритмике форм талант (Автопортрет, 1913, бронза, там же).



Натан Альтман Портрет молодого еврея (Автопортрет). 1916 г.

В 1916 году Альтман стал одним из основателей «Еврейского общества поощрения художеств». Художник стремился применить к своему творчеству принципы модерна в осмыслении древних символов и орнаментов еврейского религиозного искусства. В его полотнах часто встречаются узоры синагогальных тканей, еврейских надгробий и т.п.
В этом же 1916 году в кабаре "Привал комедиантов" состоялся дебют Н. Альтмана как театрального декоратора.
Он принимает участие в выставках "Мира искусства" (1913, 1915-1916), "Бубнового валета" (1916), "0, 10" (1915-1916), "Союза молодежи" (1913-1914), членом которого он стал с 1916 года.
Знаменитый поэт-футурист Велимир Хлебников удостаивает Альтмана звания "Председатель Земного Шара".



Натан Альтман Автопортрет 1920-е г.

Искренне увлеченный революцией 1917 года, Альтман активно участвует в общественной жизни.
Он редактирует первую советскую газету по вопросам искусства - "Искусство коммуны", руководит созданием Музея художественной культуры, пишет портреты видных большевиков, в том числе барельеф и бюст первого революционного наркома культуры А.В. Луначарского.
Наркому понравилась эта работа, и он уговаривает Ленина поручить Н. Альтману сделать и его портрет. Ленин заочно уже был знаком с художником: сделанный им эскиз флага РСФСР был одобрен Лениным как лучший. Шесть недель провел художник в кабинете вождя и в июне 1920 года закончил его скульптурный портрет. Альтман создал также серию карандашных зарисовок Ленина.

В 1918 году он оформил массовый спектакль режиссера Н.Н.Евреинова, устроенный по поводу первой годовщины Октября. В голодном 1918 году, только на оформление Дворцовой площади в Петрограде ушло пятьдесят тысяч квадратных метров дорогого кумача.
Прожив 10 лет в Петрограде, в 1921 году Н.Альтман переехал в Москву, так как распоряжением Луначарского был назначен руководителем отдела ИЗО Наркомпроса.
В Москве Альтман также участвовал в оформлении революционных празднеств и Москве (1921—1928).

В 1922 году Альтман принимает участие в "Выставке трех". Альтман, Штеренберг и Шагал – художники, в разное время работавшие в ГОСЕТе - Государственном еврейском театре под руководством режиссера А.Грановского и актера С.Михоэлса.
Первая работа художника в ГОСЕТе - постановка в 1921 году "Мистерии-Буфф" Маяковского на немецком языке для делегатов III Конгресса Коминтерна.
9 апреля 1922 года в ГОСЕТе состоялась премьера «Уриэля Акосты» с декорациями Н. Альтмана, который, как художник, сменил в театре Марка Шагала.
В этом же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н.Альтманом, в театре-студии «Габима» в постановке Е. Вахтангова.
В 1925-1928 годах Альтман оформил еще несколько спектаклей в ГОСЕТе: "Доктор" по Шолом-Алейхему, комедия "137 детских домов" А.Вевюрко, опера-памфлет "Десятая заповедь".

В 1925 году Альтман участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже. Его скульптурный портрет Ленина, ставший первым портретом вождя, который показывался за границей, получил Золотую медаль выставки.



Натан Альтман Автопортрет 1926 г.

Весной 1928 г. Альтман с ГОСЕТом выехал с гастролями по Европе, но после окончания гастролей остался в Париже. Там он прожил до 1935 года, однако значительного художественного успеха за границей не имел. Хотя в 1932 году художник делает оформление для "Театра Интернационального действия", созданного Анри Барбюсом. Свои новые работы Альтман показывает на парижских выставках общества "Молодая Европа" (1932) и "Ассоциации революционных писателей и художников" (1934, 1935).

Вернувшись в 1936 году в СССР, Альтман попал в обстановку сталинского террора и идеологических заказов. В советском искусстве под руководством большевистской партии внедряется принцип соц. реализма. И хотя Альтман строго придерживается этого направления, с этого момента и до самой смерти художник больше практически не пишет.
Он отходит от станковой живописи, художнику «дозволяется» заниматься дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой. Он занимается также сценографией, работает художником Еврейского камерного и Ленинградского драматического имени А.С. Пушкина театров.

Начало войны застает Альтмана в Ленинграде. Четыре года эвакуации он провел в Перми и недолгое время - в Новосибирске. В Перми он работает с ленинградским Кировским оперным театром, в том числе с Григорием Козинцевым над постановкой "Отелло" Верди, а для армейской газеты "Звезда" рисует карикатуры на Геббельса и других представителей Третьего рейха.
Вернувшись после войны в Ленинград, художник продолжает работать над книжной иллюстрацией и над оформлением спектаклей.
В 1954 году вместе с Козинцевым в Ленинградском театре драмы Альтман создает спектакль "Гамлет", а в 1955 году ставит с ним художественный фильм "Дон Кихот" по сценарию Евгения Шварца.
В 1968 году Альтману было присвоено звание "Заслуженный художник РСФСР".
В 1969 году в Ленинграде проходит первая персональная выставка художника.
Следующая персональная выставка Альтмана состоялась в Москве в Доме художника в 1977 году, но она была уже посмертная.
Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года, похоронен в Комаровском Некрополе (посёлок Комарово) рядом с могилой Анны Ахматовой.
В декабре 2000 года, к 30-летию со дня смерти художника, на доме № 61 по Лесному проспекту, где жил художник, была открыта мемориальная доска (архитектор Станислав Однавалов, скульптор Николай Никитин).

Материалы взяты из Википедии, словарей и сайта funeral-spb.narod.ru .
Категория: Новости | Просмотров: 8682 | Добавил: gjoyes | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz