Четверг, 21.11.2024, 19:26
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Главная » 2010 » Июнь » 16 » Без заголовка
23:53
Без заголовка
В ВВП и ВНП не включается холдинговая прибыль (стомость активов, в следствии инфляции за время нахождения товаров на складе).Предприятия в условиях совр. конкуренции.
1.Особенности совр. (чистой) к. Спрос на продукт конкурентного продавца.
2. Равновесное положение фирмы в краткосрочном периоде. Два принципа сопоставления дохода и издержек.
1. 4 основных типа рынков:
- чистая (совершенная) к.
- монополия
- монополистическая к.
- олигополия
(автопром, металлургия)
идеальная модель рынка, таких крайне мало…
Чистая к. возникает при:
1. Множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию.
2. Доля каждой фирмы в общем объёме предложения данной продукции настолько мала, что решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия.
3. Выступление новых фирм в отрасль не встречает препятствий или ограничений; вход и выход абсолютно свободный.
4. Нет ограничений на доступ к информ-ии о состоянии рынка, ценах, качестве товаров и т.д.
Спрос на продукцию отдельных фирм в этих условиях абсолютно эластичен.


при данной цене


Рыночный спрос





Различия: для отрасли, производящий отдельный продукт, объём продаж может быть увеличен только понижением цены. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять на общий объём предложения и, следовательно, на рыночную цену.
Отраслевой спрос менее эластичен, чем спрос для отдельной фирмы.
Т. к. цена продукции к. фирмы не зависит от объёма пр-ва, валовый (общий) доход фирмы равен произведению цены на кол-во продукции. [ Д вал. = P*Q ]
Предельный доход равен цене продукции. [ Д пред. = P ]





Чтобы ответить, какой объём пр-ва должен быть достигнут, чтобы обеспечить фирме максимальную прибыль, необходимо различать краткосрочный ( недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль) и долгосрочный периоды ( достаточный, если предоставляется возможность получения более высокой прибыли и выхода из отрасли при убытках).
2. Два пути:
1. Фирма сравнивает получаемый ею валовый доход при различных объёмах выпуска с валовыми издержками.
Выбирается вариант, где разница максимальна, т.е. где достигнут максимальный объём прибыли.
при объёме Q1 фирма
будет получать максимум
прибыли

Q2, Q3 – точки критического
объёма пр-ва
Эконом. прибыль – Д вал. – (И явн. +И неявн.)
2. Фирма сравнивает предельный доход и предельные издержки.

при Q1 (точка оптимального
выпуска) фирма получает
макс прибыли


В кратк. периоде фирма может столкнуться с ситуацией убытков (например, со снижением рын. цены). Тогда поведение фирмы двояко: продолжить свою деятельность или закрыться.
Возможны 3 ситуации при совершенной к. На практике действует правило равенства Д пред. и И пред., которое выступает основным принципом максимизации прибыли.
Правило: Фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя в точке, где
Для чисто конкурентной фирмы и только при К чист. это правило таково: чтобы максимизировать убытки, конкур. фирме следует производить в точке, где P = И пред.

Р2 –Р1 = прибыль
Р2, Р3,4 – рыночная цена

Р1 – Р3 = убытки



В случае закрытия пр-ва модифицируется правило Д пред. = И пред. для максимизации прибыли и минимизации убытков.
Конкурентная фирма будет макс. прибыли или минимизации убытки в кратк. периоде, производя такой объём продукции, при котором Д пред. = И пред. при условиях, что Р > min И ср.пер.
Предприятия в условиях монополистической конкуренции.
золотая середина
МК – двуединство конкуренции и монополии.
Характерные черты: значительное число товаропроизводителей на рынке ( > , = 25); относительно свободный вход и выход из него; имеется в опред. рынках контроль над ценой; выпускается разнородная дифференцируемая продукция.
Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер. Её эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, т.к. продаются товарозаменители, производимые другими фирмами. Указывает на возможность получения фирмой монопольной прибыли в кратк. периоде. В долг. периоде эконом. прибыль всех фирм отрасли становится = 0.
В крат. периоде фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки при пр-ве, когда Д пред. = И пред.

А – цена спроса





В долг. периоде в результате миграции капиталов и др.факторов пр-ва в рамках внутри- и межотраслевой К образуется тенденция к безубыточному функционировании фирм: получают Пнорм., но Пэконом. = 0.







Рынок МК в долг. периоде устанавливает цены на уровне Иср.общ., но выше И min ср.общ. Дело в том, что на этом рынке фирма действует и как монополия, и как конкурентная. Как М – имеет И > min, т.к. ей необходимы затраты на неценовую К. Как К – вынуждена бороться за снижение И, т.к. только так она может участвовать и в ценовой К.
Отвечая на вопрос, является ли механизм рынка МК эффективным, следует подходить:
1. с точки зрения исп-ия ресурсов – неэффективный, т.к. пр-во осуществляется не с И min.
2. с точки зрения удовлетворения интересов потребителей – эффективный, т.к. для потребителя более предпочтительно многообразие товаров.
В условиях МК действует неценовая К., т.е.:
1.Дифференциация продукта;
2.Совершенствование продукции;
3.Реклама.
Олигополия.
О – рыночная ситуация, когда небольшое число крупных фирм господствует на рынке.
Основные черты:
1. На рынке – стандартизированные (продукция производственного назначения) и дифференцируемые (потребительские) товары;
2. Высокая степень концентрации;
3. Для вступления в отрасль существуют барьеры.
Причины, вызывающие слияние фирм:
1. Стремление достичь большего эффекта от масштабов пр-ва и завоевания рынка;
2. Установление контроля за рынком и ценами;
3. Необходимость внедрения НТП.
Виды олигополии:
1. Жёсткая (2-3 фирмы);
2. Расплывчатая (6-7 фирм);
3. Ординарная (связаны с пр-вом и предложением стандарт. продуктов);
4. Диверсифицированные (многообразный ассортимент).
При понижении цены одним олигополистом, все остальные также понижают цены, чтобы сохранить свой сегмент рынка. При повышении – сохраняют прежний уровень цен, таким образом могут потеснить с рынка предприятие, повысившее цену.
Специфика моделей рынка О обуславливает особенности рыночного поведения субъектов и ценообразования, кот. характеризуется 4-мя основными принципами:
1. Ломанная кривая спрос (ценовая к);
2. Тайный Сговор в цене, направленный на проведение единой ценовой политики его участниками и раздел рынка между ними;
3. Лидерство в ценах, при котором все конкуренты следуют ценовой политике ведущей фирмы;
4. Ценовая накидка (И+) – цена может формироваться на основе учёта Иср.общ., к которым прибавляется накидка.
Предприятия в условиях чистой монополии.
1. Особенности рынка чистой монополии;
2. Современные формы монополистических объединений;
3. Максимизация прибыли, минимизация убытков;
4. Ценовая дискриминация.
1. Специфика рынка ЧМ состоит в том, что на данном рынке выступает один единственный продавец, кот олицетворяет собой одновременно и предприятие, и отрасль , и как следствие, данный монополист может манипулировать ценой. При повышении цены – спрос падает, а при понижении – растет. Таким образом, монополист может изменять цены путём выбора объёма выпуска продукции.
Продукт М уникален, т.к. не существует близких заменителей. Существует целый ряд эконом., юридич., технич. и др. барьеров, кот. препятствуют вступлению других товаропроизводителей в отрасль.
Исходя из принципа различной степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть классифицированы как:
1. закрытые (кот. возникают в результате имеющихся нормативно-законодательны>х актов);
2. естественные (образуются в отраслях, где Идолгоср. достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб пр-ва близок или превосходит тот его объём, на кот. предъявляется спрос по цене достаточной для покрытия И пр-ва);
3. открытые (хар-ся тем, что фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, благодаря новизне предлагаемого продукта).
2. Формы М:
1. картели– временное объединение наиболее крупных производителей для управления сбытом созданной продукции;
2. синдикат – постоянное объединение, кот. полностью централизуют функции снабжения и сбыта ( единая снабженческая бытовая контора);
3. трест – объединение, в кот. предприятие теряет снабж.-бытовые и производственные функции; он может выходить за рамки отрасли. Появляется возможность получать дополнительную прибыль от использования различных побочных продуктов, основная функция треста – акционерная форма хозяйствования;
4. концерн– объед. предприятия разных, но взаимосвязных отраслей. Основная причина образования – межотраслевая конкуренция. Ряд функций по управлению централизованный;
5. конгламират– концерн особого типа;
6. диверсифицированный концерн– объединение разных, часть не связанных между собой предприятий многих отраслей экономики.
Основная черта – внутрифирменная передача технологий.
Монополия – объединение или соглашение нескольких крупных собственников, кот. осуществляется с определёнными целями ( пример: max прибыли)
4. Ценовая дискриминация (ц.д.) – поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар.
Условием ц.д. является наличие у продавца возможности разграничения покупателей по эластичности спроса на конкретный товар. Что позволяет запрашивать у покупателей с большей эластичностью большую цену.
Необходимым условием является невозможность перепродажи товара.
В зависимости от способа осуществления ц.д. бывает:
- д. Iстепени ( продажа каждой единицы товара по ее цене спроса; если продавцу это удается, то кривая отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом случае монополист продаёт такое кол-во продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. Потреб.излишек – продавцу в виде добавочной прибыли)
- д. IIстепени
- д. IIIстепени (можно осуществить, когда отраслевой спрос предстаёт перед продавцом в виде отдельных групп покупателей с различными функциями спроса. Задача монополиста – установить такие цены для каждой группы покупателей, кот максим.общую прибыль).
Типы ц.д.:
1. по доходам покупателя;
2. в зависимости от объёма потребления;
3. по категориям или сортам товаров.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара и спрос на продукции фирмы совершенно эластичен. При монополии предельный доход меньше цены. Кривая спроса на продукцию является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монополистической властью, получать дополнительную прибыль.
3. Max прибыли по критерию валовых величин (валовый доход – общие издержки).


Max будет происходить при Max AB


Max прибыли по критерию предельных величин (пред. доход – пред. издержки).







В отличие от предприятия-конкурента, предприятие-монополист выбирает цену неравную Ипред.,а цену превышающую их.
Min убытков по критерию предельных величин.








При выпуске Qк убытки min, цена = Рм достаточна для компенсации Иср.пер. Монополист будет продолжать выпуск до тех пор, пока цена будет превышать Иср.пер. ; если монополист остановит пр-во, то он будет нести убытки = Иср.постоян. (линия LN) или Иполным постоян. (LN(L)P(N)N).
Max прибыли в долгосрочном периоде.
(1.фирма должна функционировать безубыточно (min убытки невозможно); 2.монополист изберёт объём пр-ва, кот. соответствует его интересам).









Национальная экономика. Основные макроэкономические показатели.
Макроэкономика – раздел ЭКТ, посвященный изучению экономический процессов и явлений, относящихся к экономике страны в целом.

1. совокупный общественный продукт (СОП): валовой, конечный. Конечный общ.прод.(КОП): ВВП, ВНП.
2. национальный доход: валовой и чистый; и их составляющие;
3. методы исчисления ВВП и ВНП;
4. национальные богатства. Системы национальных счетов.
1. У российской экономике сложились два метода расчета макроэкономических показателей:
1. балансовый – учитывается производ. сфера – материальное пр-во (в большой степени) и нематериальное пр-во – непроизводственная сфера; использовался в СССР.
2. система национальных счетов (СНС) – охватывает н.хоз-во в целом и матер./нематер. пр-во; применяется сейчас
СОП – вся совокупность производственных благ в матер./нематер. производства вне зависимости от их функционального и потребительского назначения. СОП может быть рассчитан как: ВОП и КОП.
ВОП – сумма стоимости товаров и услуг, произв-ных всеми хозяйствующими субъектами и поступивших через экономический оборот в сферу потребления. Недостаток включает повторный счёт, т.е. стоимость промежуточного продукта (ПП). Чтобы исключить повторный счёт исполь-ся КОП – сумма добавленных стоимостей, созданных хозяйствующими субъектами данной страны за год.
Добавленная стоимость – это объем продаж предприятий за вычитом предметов труда, купленных для пр-ва своей продукции.
КОП = ВОП – ПП
(доб.ст.)
КОП имеет 2 формы:
1. ВВП (рассчитывается в России) валовой внутренний продукт
- сов-сть стоимости товаров и услуг конечного назначения, произведенных резидентами данной страны на ее территории за год (территориальный признак)
2. ВНП – валовой национальный продукт
- сумма стоимости товаров и услуг конечного назначения, произведенных факторами пр-ва, принадлежащих данной стране вне зависимости от территориального размещения (национальный признак).
ВВП отличается от ВНП в пределах 2%.
ВНП=ВВП+-Sф.д. (сальдо факторных доходов)
Sф.д. = прибыли и доходы полученные предпринимателями и физическими лицами зарубежом – прибыли и доходы, полученные иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране.
В ВВП и ВНП не включается холдинговая прибыль (стомость активов, в следствии инфляции за время нахождения товаров на складе).
Согласно СНС: ВП = Пр+Пз+Пи (П-продукция; Пр – пр.реализованная; Пз – запасы; Пи – пр. в запасах по ценам на тот момент, когда они были изъяты со склада)
2. ЧВП = ВВП – А осн.капит.
(чистый)
Нац.доход (НД) – суммарный доход всех владельцев экономических ресурсов за обычную сумму косвенных доходов.
НД = ЧВП – Нкосв (налоги косвенные)
НД – вновь созданная стоимость
Она распадается на фонд потребления (на образование, культуру, оборону, премии, т.е. для удовлетворения потребностей людей) и фонд накопления (для развития национальной экономике)
Личные доходы (ЛД) (полученные доходы) – сумма всех доходов населения и предприятия страны за год ( з/п, прибыль, премия). Некорпоративная прибыль. Дивиденды, рента, процент.
Личные располагаемые доходы – разница между ПД и налогами и неналоговыми вычетами (личные расходы и личные сбережения).
3. Методы исчисления ВВП и ВНП.
1.ВВП по расходам (метод по конеч.спользованию)
- потреб. расходы населения;
- валовые частные инвестиции;
- гос-ые закупки товаров и услуг;
- чистый экспорт.
2. ВВП по доходам (метод распределительный)
- з/п;
- рента;
- прибыль;
- процент на ссудный капитал;
- амортизация;
- косвенные налоги.
Макроэкономическое равновесие, основанное на приоритете пр-ва. Модели макроэкономического равновесия.
1. Общественное воспроизводство: простое, расширенное, суженное.
2. Модель воспр-ва и обращения всего отрез. капитала. Модель Маркса.
3. Межотраслевой баланс.
1. Воспроизводство – постоянное повторение процесса пр-ва.
Простое воспр-во – повторение пр-ва в прежнем резмере, что предопределяет необходимость возобновления пр-ва и благ с неизменным объемом ресурсов в их количественном и качественном отношении.
Расширенное воспр-во – повторение пр-ва в возрастающем масштабе, что предопределяет доп. и их качественное отношение. (связано с накоплением капитала).
Суженное – сокращение масштабов пр-ва, которое может быть вызвано недостаточностью ресурсов, нерациональным их использованием или ухудшением их качества.
2. Впервые дать модель МЭ равновесия предпринял Кине в работе «Экономическая таблица», где попытался проанализировать общ-ое пр-во как сбалансированную эконом.систему, установив пропорциональность между натурально-вещественными и стоимостными элементами нац.прва.
3 класса (по Кине):
- производительный (фермеры. с/х рабочие)
- собственники (дворянство, духовенство, чиновничество)
- бесплодный (промышленники, купцы, ремесленники, наёмные рабочие в пром-сти).
Для МЭ анализа процессы ВП в нар.хозяйстве выделяют 2 подразделения по принципу назначения выпускаемой продукции:
I – пр-во средств пр-ва, т.е. включает все отрасли и пр-ва, выпускающие средства пр-ва.
II – пр-во предметов потребления.
Процесс общ-ного ВП можно представить так:
I C1+V1+M1=W1
II C2+V2+M2=W2
C – стоимость ресурсов
V – стоимость привлечённых трудовых ресурсов
M – прибавочные продукты
W – совокупные общ-ые продукты
Для возобновления процесса пр-ва в след.год необходимо реализовать продукты W, чтобы иметь в распоряжении необходимые ресурсы.
В натурально-вещественной форме возместить потреблённые средства пр-ва способна только I ( нет необходимых ему предметов потребления, потому для поддержания нормального процесса пр-ва во втором году, I вынуждено обратиться к II). II вынуждено обратиться к I для приобретения средств пр-ва.
Условия реализации при простом воспроизводстве:
1. V1+M1=C2
2. C1+C2=W1
3. (V1+M1)+(V2+M2)=W2
Реализация при расширенном воспроизводстве:
М Мпотр и Мнакопл Mc и Mv

Совокупный спрос (СС) и совокупное предложение (СП).
1. СС и ценовые и неценовые факторы;
2. СП и ценовые и неценовые факторы;
3. Варианты равновесия СС и СП.
1. СС – это реальный объём нац.пр-ва товаров и услуг, который потребители, предприятия и гос-ва готовы купить при данном уровне цен.



Чем ниже уровень цен, тем больше объём



СС. Основные ценовые факторы:
1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – при неизменном объёме денежной массы, увеличение спроса повышает цену за пользование деньгами, т.е. цену денег. Это цена – процентная ставка, её рост вызывает сокращение спроса и реального объёма НП.
2. Эффект богатства (эффект кассовых остатков, эффект Пигу) – при росте уровня цен, обесцениваются сбережения населения, что ведёт к обеднению и сокращению покупок, т.е. происходит сокращение расходов населения.
3. Эффект импортных закупок – повышения уровня цен данной стране увеличивает эффективность импорта и сокращение спроса на отечественные товары.
Вывод: повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведёт к изменению спроса на реальный объём пр-ва.
Неценовые факторы СС:
1.Изменение в потребительских расходах:
- благосостояние потребителя;
- ожидание потребителя;
- задолженность потребителя;
- налоги;
2. Изменения в инвестиционных расходах (изменения в закупках средств пр-ва):
- цены на средства пр-ва;
- налоги с предприятий;
- наличие новых технологий;
- ожидаемые прибыли от инвестиций;
- наличие избыточных мощностей;
3. Изменение в гос.расходах;
4. Изменение в расходах на чистый объём экспорта.


Движение неценовых факторов





2. СП – уровень наличного, реального объема пр-ва, при каждом возможном уровне цен.
Границы условные:
1.горизонтальный (кейнсианский) – экономика
находится в состоянии глубокого спада или депрессии,
не используется большое кол-во машин, оборудования
и рабочей силы.

Уровень цен и издержек относительно постоянный.
Состояние неполной занятости. Изменение в объёме пр-ва не меняет цены. Характеризует состояние НП-ва в краткосрочном периоде.
2. промежуточный (восходящий) – завершено освоение мощностей, и прирост объёма пр-ва возможен только за счёт расширения мощностей и увеличения издержек. Увеличение реального объёма НП сопровождается ростом цен.
3. вертикальный (классический) – состояние полной занятости, полного вовлечения ресурсов. Экономика находится в такой точке в кривой своих пр-ных возможностей, когда за такой короткий срок невозможно достичь дальнейшего объёма пр-ва.
Неценовые факторы СП:
1.Изменение цен на ресурсы:
- наличие внутренних ресурсов;
- цены на импортные ресурсы;
- господство на рынке.
2. Изменение в производительности;
3. Изменение правовых норм:
- изменение налогов, субсидий и дотаций;
- изменение характера гос.регулирования.
3. Варианты равновесия:
а). равновесия на горизонт (1)

Увеличение СС ведёт к росту П и занятости,
но не затрачивает уровень цен.
Уровень цен не играет роли в образовании
равновесного, реального объёма НП.



б). промежуточное (2)

Увеличение СС привел к росту уровня цен
и объёма реального НП.
Увеличение ВНП в среднесрочном периоде
сопровождается ростом цен.







в). классическое (3)

Уровень цен возрос, а объём остался
неизменным. Рабочая сила и капитал
используются полностью.



Макроэкономическое равновесие, основанное на приоритете сферы обращения.
1.Классическая (кейнсианская) модель равновесия;
2. Склонность к потреблению и сбережению;
3. Парадокс бережливости;
4. Мониторизм. Теория радикальных ожиданий. Теория (экономика) предложения.
1. Представители классического направления (Рекардо, Смит, Маршал) рассм. модель общеэкономического равновесия только в краткосрочном периоде для условий совершенной конкуренции.
В основе этой модели лежит закон Сэя, суть кот. сводится к следующему: «Предложение товаров создаёт свой собственный спрос или, другими словами, произ-ный объем продукции автоматич. обеспеч. доход равный стоимости всех созданных товаров, а следовательно достаточен для полной реализации продукции. Это означает, что получаемый доход расходуется целиком.
Разумно предположить, что какая-то часть полученного дохода не будет израсходована и приобретет форму сбережения. Но это тогда вызовет сокращение в объёме совокупного спроса (СС) и к сокращению занятости. Такое предложение ставит под удар законы Сэя, т.к. изъятие части средств из потока «доходы-расходы» приведет к недопотреблению и следовательно к нарушению равновесия между СС и СП. Понимая это, представители классического направления разработали теорию общеэкономического равновесия, кот. автоматически обеспечивает равенство «доходов-расходов», при полной занятости, и не противоречит законам Сэя.
Исходным моментом является анализ таких категорий, как процентная ставка, з/п, уровень цен в стране.
В теории классический рыночный механизм сам способен исправить дисбаланс, кот. возникает в масштабах НЭ, и вмешательство гос-ва оказывается ненужным.
Сергей Кейнс «Общая теория занятости процента и денег» (1936 г.)
Основными принципами общего равновесия явл.:
1. Признание циклического характера развития капитал-ой экономики. Возможность перепроизводства.
2. Отсутствие у рыночной экономики внутрен. мех-зма автоматической саморегуляции, что предполагает подключение гос-ва для регулирования НЭ (нац.экон.).
3. Отриц. автоматизма в регулирующем взаимодействии цен и з/п.
4. % -ая ставка, хотя и играет определенную роль в регулировании сбережений и инвестиций, но уровень сбережений слабо зависит от неё.
5. Центральным звеном явл. стимулирование и воздействие на СС, т.е. проведение политики СС, кот. включает в себя активную финансовую политику гос-ва, направл. на стимулирование СС за счёт увеличения гос-ных расходов, роста доходов населения и снижения налогов.
Сбережение = Доход – Потребление
Для анализа роли потребления и сбережения Кейнс вводит: функция потребл., кот. показывает отношение потребительских расходов и доходу в их движении.

Величина потреб. определяется
расстоянием от оси Х до кривой
потреб., а величина сбереж.
– от кривой потребл. до линии 450 .
Точка Б – точка нулевого сбережения.

Функция сбереж. явл. производной от ф.потреб. и показывает отношение сбережений к доходу семьи в движении.






2. Ф. потреб. и сбер. находятся в зависимости от дохода населения. Тенденция в изменении величины потреб. по мере роста доходов характеризуется предельной склонностью к потреблению (ПСП).
формулы!!!
Определив функции потреб. и сбереж., можно сказать, что центральным фактором явл. доход. По мере роста Дох., растут потреб. и сбереж., но при этом ПСП имеет тенденцию к снижению, а ПСС к росту.
Факторы влияющие на потреб. и сбереж.:
- налоги;
- повышение цен;
- рост отчислений на соцстрахование ( что приводит к сокращ. сбережению);
- ажиотажный спрос (приводит к росту потребления);
- рост предложения на рынке (приводит к сокращению сбережений).
3. Парадокс бережливости возникает, когда население стремится побольше изъять средств, что никак не ведёт к активизации инвестиционной деятельности. Возникает в преддверии спада пр-ва: люди стремятся сокращать потреб. и увеличить сбереж. на «черный день», а спрос на финансовые ресурсы со стороны инвесторов сокращается.
Возникает излишек сбережений по сравнению с повыш. уровня сбереж. вызывает резкое сокращение объёма чистого внутреннего продукта.

Сущность и факторы экономического роста (ЭР).
1. Понятие и факторы ЭР;
2. Модели ЭР.
1. ЭР выражается в той или иной динамике – количеств. увеличении и качественным совершенств. обществ. продукта и факторов его пр-ва.
Соотношение между объемом роста продукта и изменением факторов пр-ва может быть разным в зависимости от того, каков тип ЭР.
История знает два основных типа ЭР:
1. Экстенсивный – достигается за счёт использования большого кол-ва факторов пр-ва (труд, земля, капитал), при сохранении его прежней техн. основы.
При этом типе ЭР, прирост продукции достигается за счёт количеств. роста численности и квалификац. состава работников, и за счёт увеличения мощности предприятия. (т.е. увел. установл. оборудован.) В результате, выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.
2. Интенсивный. Значительная часть прироста продукции достигается за счёт увеличения эффективности использования факторов пр-ва.

Интенсивный Экстенсивный
- качественное совершенствование факторов пр-ва на основе НТП
- рост эффективности
- качественные факторы расширенного пр-ва
- структура продукции ориентирована на рост благосостояния и постоянное совершенствование
- экономия расширения использования и охрана природной среды
- постоянное развитие - прежние факторы пр-ва; отсутствие НТП
- отсутствие роста эффективности
- расширение воспроизводства за счёт увеличения объёма факторов
- неизменная структура продукции
- нерациональное природопользование
- неизбежный кризис в экономике
Факторы ЭР:
ЭР определяет объёмом основных факторов пр-ва; их производит и качеством.
В условиях рын. экономики для обеспеч. пр-ва товаров и услуг необходимо три фактора пр-ва: труд (L), капитал (K), земля (N).
Следовательно, совокупный продукт есть функция от затрат: формула!!!
Для характ. ЭР использ. ряд показателей, с помощью кот. измеряется результативность применения отдельных факторов пр-ва:
1. производительность труда ( Y/L)
2. трудоемкость продукции (L/Y)
3. капиталоотдача пр. (Y/K)
4. капиталоемкость (K/Y)
5. произв. природн. ресурсы (Y/N)
6. ресурсоемкость продукции (N/Y)
7. материалоотдача (Y/M)
8. материалоемкость (M/Y)
2. Модели экономического роста:
не разобрала Валин подчерк, поэтому всё скачала с инета!))))

Цикличность экономического развития.
1. Экономический цикл и его фазы. Материальная основа цикла;
2. Типы экономических кризисов (циклов);
3. Большие экономические циклы.
1. Цикл – это чередование подъемов и спадов в экономической динамике.
Фазы:
1. Спад (кризис)
Результат перепроизводства, повышение издержек и снижение платёжеспособности покупателя. Рынок оказывается переполненным, товары продолжают поступать в то время, как спрос понижается, отстает от предложения и вообще прекращается.
2. Застой (депрессия)
Может носить продолжительный характер. Застой пр-ва. Цены остаются на низком уровне. Торговля вялая. Высокий уровень безработицы.
3.Оживление
Незначительное повышение уровня пр-ва. Сокращение безработицы. Постепенное повышение цен.
4. Подъём
Уровень пр-ва превосходит достигнутый в «оживлении». Рост цен. Безработица сокращается до минимума. Растёт кол-во предприятий, модернизируются старые. Усиливаются диспропорции, кот. были заложены на фазе «оживления». Экономика подходит к следующему кризису.
Современные американские экономисты изображают экономический цикл без фазы «депрессии»:





Существуют различные классификации причин кризиса.
Маркс видел материальную основу периодичных повторений кризиса в динамики обновления основного капитала (часть производст. капитала, кот. целиком и многократно участвует в пр-ве товаров, переносит свою стоимость на продукт по частям).
2.
1. Циклический/общий кризис.
Характерная черта – все они совпадают с крупными международными политическими потрясениями. (1875г. – мировой циклический кризис + крымская война; 1900-1901гг. – кризис + русско-японская война; 1907г. – кризис + 1ая мировая война).
Охватывают все сферы народного хозяйства, большую часть производства.
2. Промежуточный кризис.
Это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. Они не дают начало новому циклу, носят локальный характер, непродолжительны.
Похожа на 1, но не так же страшен и глубок.
3. Частичный кризис.
Охватывающие не всю, а какую-либо локальную сферу экономической деятельности (таковы, например, кризисы в сфере денежного обращения и кредита).
4. Отраслевой кризис.
Охватывающие одну из отраслей промышленности, сельского хозяйства или транспорта (например, кризис текстильной промышленности).
5. Сезонный кризис.
Обусловлены воздействием природно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности (поздняя весна для сельского хозяйства и коммунального, нехватка топлива).
6. Структурный кризис.
Вызываются крупными диспропорциями в развитии народного хозяйства. Такие кризисы носят, как правило, затяжной характер, и выход из них особенно труден. (Примером структурных кризисов могут служить энергетический, сырьевой, продовольственный кризисы, возникшие в 70-х годах нынешнего столетия).
7. Экономический кризис.


потом я опять плохо разбираю Валин подчерк…
возьму тетрадь у Насти!!!!
и затем начинаю перепечатывать у себя из тетради!
Благосостояние и соц.политика.
1. Благосостояние: экономические и этнические аспекты;
2. Доходы: виды и показатели распределения;
3. Соц.политика гос-ва.
1. Чисто экономический подход к решению проблемы повышения благосостояния приравнивается к богатству, наращивание кот. связано с ЭР накопления капитала. Поэтому центральное место занимает материальное пр-во и материальное благополучие.
Другими теоретическим основанием рассм. проблемы благосост. явл. этика, кот. отражает в себе духовные ценности и прежде всего морально-нравственный аспект благополучного человеческого существования.
Экономика – средство достижения благополучия.
2. Доходы – вся совокупность денежных средств и материальных благ, кот. обладает человек, семья, соц.группа, население в целом.
Следует, что доход включает в себя стоимостную (денежную) и натуральную составляющую. Денежный доход населения включает всю совокупность оплаты труда, доход от предпринимательской деятельности и оказание на сторону различного рода услуг, доход от всех видов и форм собственности, безвозмездные денежные поступления и пособие.
Натур.д. – вся совокупность денежных благ и услуг, предназначенных для собственного потребления.
Виды Доходов:
1.Номинальные (уровень д.д. независимо от налогообложения и изменения цен);
2.Реальные (уровень д.д. с учётом изменения различных цен и тарифов (индекса потребительских цен), а также расходов на выплату налогов и других обязательных платежей);
Р.д. представляет собой ту совокупность материальных и нематериальных благ, кот. располагает население в результате их покупки, поступления и обладания ими.
3. Располагаемые (номин.д. – налоги и др. обязательные платежи).
Формы доходов населения:
1. З/п (д. работника за труд в определенный период);
2. % (д. на капитал);
3. Рента (д. от использования земли и других природных ресурсов);
4. Предпринимательский д. (д. за предпринимательскую деятельность);
5. Гос-ные трансферные платежи (выплаты из госбюджета в виде пособий, субсидий и т.д.).
Для определения степени неравномерности распределения доходов среди населения испол-ся различные методы расчётов:
1. функциональное распределение (позволяет определить долю соот-его фактора пр-ва в национальном доходе)
- деление д.д. общ-ва в соотвествии с функцией, выполняемой получателем д.
2. личное распределение д./деление д.д. общ-ва между участниками производственного процесса.
Причины неравенства доходов:
1. различие в интел., физ. и эстетит. способностях;
2. различие по уровню полученного образования и профподготовки;
3. различие в готовности рисковать;
4. неравенство владения собственностью, с которыми связаны нетрудовые доходы;
5. господство на рынке и способность искусственно вздувать цены на рынке;
6. удача, связи, несчастье, дискриминация.
Показатели дифференциации д. населения:
1.Кривая Лоренца (представляет собой графический метод определенных отклонений в системе распределения д. от линии абстрактной возможности абсолютного равенства в их распределении)







Кривая Лоренца характеризует степень неравенства в персональном распределении дохода и степень неравенства в распределении богатства; показывает реальное распределение д.; отражает долю д. приходящегося на разные группы населения; использовался для анализа распределения д. в разные периоды времени или в определенных странах, или между различными группами населения.
Чем ближе К.Л. к линии ОА, тем выше степень равномерности распределения д. Чем вогнутее К.Л., тем более неравномерным явл. распределение д. Если только 1% всего населения будет получать весь доход, то это выразится в виде кривой абсолютного неравенства.
2. Для оценки степени неравномерности распределения д. между группами населения используется индекс концентрации доходов. Он стремится к 0 по мере выравнивания уровня доходов среди населения и к 1 в случае нарастания (поляризация общ-ва по уровню дохода).
Соотношение между средними уровнями заработка 10% населения с самыми высокими доходами с самыми низкими доходами. В 2009г. состав. 16,7; в 2008г. – 16,8; в 1995г. – 15,5; в 2003г. – 14,5; в 2006г. – 16.
3. Децильный коэффициент (k), кот. позволяет осуществлять сопоставление доходов в среднем среди наиболее и наименее обеспеченного населения.
4.
Дальше перепишу у Насти…опять не понимаю Валин подчерк!!!!!!!!!((((
Государственное регулирование национальной экономики.
1. Объективная необходимость вмешательства гос-ва в экономические процессы;
2. Место, цели, средства госрегулирования в хоз.механизме;
3.
4. Формы госрегулирования.
Госрегулирование экономики – процесс воздействия гос-ва на хоз-ную жизнь общ-ва и связанные с ней соц.процессы, в ходе кот. реализуется экономич. и социал. политика гос-ва, основанная на определенной концепции. При этом, для достижения поставленных целей используется определенный набор средств или инструментов.
Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерен трехуровневый хоз-ый механизм как совокупность форм и методов регулирования хоз-ой жизни.
1-й уровень. Уровень стихийного рыночного регулирования. Начал формироваться в 16 веке. Когда материальной базой стало машинное пр-во. И общ-ое разделение труда достигло высокого уровня развития.
2-ой уровень. Корпоративного регулирования. За 20-25 лет до начала 1-ой мировой войны.
3-ий уровень. Уровень гос-ного (макроэкономического) регулирования. После кризиса 29-39гг. После 2-ой мировой войны.
Цели госрегулирования (пирамида):
1.Высшие (центральные):
- формирование наиболее благоприятных
Категория: Новости | Просмотров: 855 | Добавил: gjoyes | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz